19 марта 2014 г.

(2014-02-25) Castlevania: Lords of Shadow 2



БЛИЗКИЕ ПО ДУХУ

Крис Хамфрис, «Дракула»
В. В. Деружинский, «Книга вампиров»
Из перезапуска древней серии Castlevania — Lords of Shadow — получился зрелищный слэшер в духе God of War. В общем-то неплохой, но с исходной серией его связывали разве что многочисленные пасхалки-отсылки. Lords of Shadow 2 продолжает гнуть прежнюю линию: это не совсем Castlevania, это все еще Lords of Shadow, притом почти та же самая. Правда, теперь с Дракулой.

Лучшая награда

Габриэль Бельмонт, прославленный рыцарь ордена Света, в смертельном бою сразивший самого Сатану, предался тьме. Божественное покровительство он променял на острые клыки и вечную жизнь. Сотни лет он укрывался от людей и солнечного света в стенах своего холодного замка и почти забыл свое настоящее имя. Теперь он Дракула — Дракон, Князь Тьмы. И томился бы он в своем замке спокойно до скончания веков, если бы не один давний знакомый по имени Зобек.

► Пока Дракула прятался, Зобек зря времени не терял и успел создать частную научную корпорацию.
Сатана вздумал вернуться на землю, и Зобеку такая перспектива совсем не по душе. Он просит Дракулу помочь ему расправиться с приспешниками дьявола и предотвратить возвращение Зверя. Что бывший Повелитель Тьмы может предложить Габриэлю, для которого вечная жизнь стала беспрестанной пыткой? Очевидно, только смерть. За такой дар Дракула согласен помогать даже давнему врагу, из-за которого он вообще-то и оказался в таком положении.
Интригующая завязка быстро скатывается в не очень умелое подражание DmC: пресловутые приспешники Сатаны, как в игре от Ninja Theory, скрываются среди людей. Однако Данте исследовал действительно необычный город и боролся с невероятнейшими созданиями, а Дракулу загоняют в серые подворотни современного мегаполиса и подвалы научных лабораторий, заставляя крошить мехов, солдат в силовой броне и мутантов.
► В современном антураже игра теряет собственное лицо, а атмосфера исходной Lords of Shadow куда-то испаряется...► ...зато вампирскую сущность Габриэля разработчики раскрывают как следует — кровь здесь буквально повсюду, и герой не упустит случая попробовать ее на вкус.
Происходящее напоминает писанный на коленке фанфик на тему «Возвращение Габриэля». Скучный мир могли бы скрасить интересные персонажи, но местные злодеи (а однозначно положительных героев здесь днем с огнем не сыскать) скучны и шаблонны. Более или менее выразительны только сам Дракула и пресловутый Зобек — да и те со времен первой части, кажется, совсем потеряли интерес к происходящему, и хоть каких-то эмоций от них дождаться непросто.

► Скучный сюжет здесь чуть-чуть скрашивается превосходными роликами, а вступление и вовсе стоит всей остальной игры.
К счастью, лишь половина игры проходит в душных подворотнях. Немало времени нам предстоит провести в старом замке Дракулы, где Князь Тьмы встречается с призраками прошлого, сражается с внутренними демонами, видит погибшего сына и отчаянно борется с чувством вины. Здесь становится интереснее: утомившийся вампир Габриэль вновь начинает показывать «живые» эмоции, к тому же величественные интерьеры замка разглядывать куда как приятнее, чем затхлые подвалы научных комплексов. Порой даже вспоминаются старые части серии — и становится жаль, что вся Lords of Shadow 2 не получилась такой.
► Чисто технически старый замок и современный мегаполис — это две огромные открытые локации. Правда, на самом деле они не такие уж и открытые: свободу перемещения жестко ограничивают и раньше времени куда не надо не пускают.► Между старым замком и современным миром можно свободно перемещаться. Проводником между мирами выступает огромный белый волк, загадочным образом связанный с Габриелем.

Песнь льда и пламени

► «Стихийные» способности Дракулы предлагают использовать вне боя — взрывать хлипкие стены и замораживать водопады, чтобы взобраться повыше.
Блуждания по локациям занимают здесь намного больше времени, чем в Lords of Shadow, но сражения все равно наше основное занятие. С ними дела обстоят куда лучше, нежели с сюжетом, — правда, связано это во многом с тем, что основы боевой системы перенесли без особых изменений. Зато добавили несколько любопытных деталей: Дракула орудует кровавым хлыстом, используя приемы, которыми Габриэль владел еще в первой Lords of Shadows, только вместо «лечащего» режима хлыста у него появилось отдельное магическое оружие, Клинок Бездны, успешные атаки которым прибавляют герою здоровье. Хочешь как следует подпортить жизнь врагам — берешь медленные, но сокрушительные Когти Ярости или тот же хлыст, хочешь поправить здоровье — хватаешь Клинок.
Дополнительные атаки по-прежнему позволяется приобрести за души побежденных чудовищ, и пренебрегать этим не стоит. Если Lords of Shadow можно было пройти, ритмично нажимая на кнопку атаки и никак не экспериментируя, то в продолжении такой фокус не проходит: если прийти ко второй половине игры неподготовленным, даже рядовые враги заставят вас понервничать. Поэтому имеет смысл пробовать разные виды приемов — у каждого есть отдельная шкала опыта. Оттачиваешь несколько разных атак, и общее мастерство владения, скажем, хлыстом повышается — удары становятся больнее и эффективнее.

► Во второй части разработчики добавили изрядное количество боссов, но интересных и заковыристых среди них немного. Зато попадаются знакомые лица.
Другое дело, что Lords of Shadow 2 нечасто совмещает разные типы противников, — обычно это парочка серьезных монстров одного вида и их свита, которая разносится в два счета. Вам не нужно подстраиваться под каждого врага и изворачиваться: да, чудовища крепкие, но их относительно немного, и дерутся они одинаково.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: разработчики решили отказаться от фиксированной камеры в пользу свободного обзора. Благодаря этому стало гораздо удобнее исследовать локации и искать секреты, а противники во время сражений больше не прячутся вне нашего поля зрения.
С боссами ситуация тоже довольно грустная. Во второй части бои с ними стали проще, запомнить алгоритм их атак нетрудно. Здоровяки либо яростно машут когтями, либо со всей силы бьют о землю, после чего нужно обязательно прыгнуть, иначе собьет ударной волной.Shadow of the Colossus игра больше не цитирует, карабкаться по громадным титанам Дракулу никто не заставляет. С выдумкой сделаны лишь два босса, но того трепета, с которым мы встречали опасных чудовищ из Lords of Shadow, больше нет.
Некоторые проблески надежды видны только в побочном квесте, где Дракулу просят найти разбросанные по миру иглы для талисмана. За каждые четыре вас отправляют в зазеркалье и предлагают пройти там серию испытаний. Тут-то Castlevania наконец перестает жалеть игрока: подкидывает любопытные сочетания врагов и назначает хитрые условия (не пользоваться магией, не получать повреждения, и так далее). Сильно напоминает режим испытаний в God of War, разве что Lords of Shadow 2 несколько лояльнее относится к ошибкам.

Крысиный король


► Во время сеансов «скалолазания» можно даже подсвечивать активные точки, за которые разрешено ухватиться.
В первой Lords of Shadow нам нередко приходилось карабкаться по уступам и скакать по платформам. Особо увлекательными такие эпизоды не были и больше раздражали: своенравная камера и неудобное управление то и дело отправляли Габриэля в пропасть. Теперь платформенные эпизоды почти убрали, а паркур сделали простым и зрелищным — карабкается Габриэль куда изящнее и грациознее себя прежнего, а шанс сорваться в пропасть почти равен нулю. Подход неоднозначный: в подобном «анчартедоподобном» паркуре нет ничего сложного, но тут получается, что из двух зол разработчики выбрали меньшее.
Старыми идеями разработчики ограничиваться не стали и решили добавить что-нибудь кардинально новое! Так родилось самое чудовищное, на что MercurySteam только могли отважиться, — стелс. Время от времени Дракулу буквально заставляют вселяться в крыс и шнырять за спинами противников. Интересно, кому пришло в голову заставить прятаться Князя Тьмы, который в первой части собственноручно свергал даже титанов?
► Дракула может вселяться и в противников, но нужно это лишь затем, чтобы дернуть какой-нибудь труднодоступный рубильник и пойти дальше.► Иногда героя не принуждают ни в кого вселяться и вынуждают просто прятаться за ящиками и колоннами. Интереснее от этого не становится.
И бог с ней, с идеей, — проблема не столько в идее, сколько в ее реализации. У любой стелс-ситуации всегда имеется всего одно верное решение. Либо вы находите путь, придуманный дизайнерами, либо попадаетесь на глаза противнику, гибнете и начинаете заново — третьего не дано. И если поначалу местный стелс не сильно трудный, то ближе к финалу нащупать протоптанную разработчиками тропинку становится все труднее. Жутко обидно, что единственный по-настоящему свежий элемент Lords of Shadow выполнен настолько небрежно.

* * *

Временами кажется, что Castlevania: Lords of Shadow 2 состоит только из грустного стелса, бесполезного хождения по уже пройденным локациям и трогательных сцен про отцовство, уничтожение огромного святого робота и изгнание бесов из женщины по имени Раиса Волкова. Авторы собрали все в кучу, устроили цирк, а как объединить детали в единое целое — не придумали. Только ты втягиваешься в бои, немного проникаешься глуповатым сюжетом, как тут все почему-то прерывается на очередную сценку про крысу и космодесант.
С другой стороны, все, что было безупречно в первой игре, отлично работает и здесь. Когда тебе под красивую музыку показывают, как горделиво высятся величественные шпили замка, как Дракула сквозь снег и вьюгу пробирается по древним руинам, — дух захватывает по-настоящему. И осенний лес с красными кленовыми листьями врезается в память не потому, что там самая кошмарная стелс-вставка за последние несколько лет, а потому что он чертовски красив.
Но одной стилистики, конечно, недостаточно. Так получилось, что серию решили развивать, причем в удачном направлении, но дали маху с некоторыми базовыми вещами, вроде дизайна уровней и правильной мотивации игрока. Судьба Lords of Shadow 2 во многом напоминает приключение Габриэля — тот тоже начинал свой поход во имя добра и света, а превратился в бледного вампира с пошлой бородкой.
ПОРАДОВАЛО
ОГОРЧИЛО

  • старый замок навевает воспоминания о предыдущих частях серии;
  • боевая система стала только лучше;
  • эпизоды со скалолазанием больше не раздражают.

  • история скучная!
  • новые декорации сводят на нет всю атмосферу;
  • ужасающие стелс-эпизоды.
ГЛАВНЫЕ РЕЙТИНГИ
6/10
Геймплей
7/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
8/10
Звук и музыка
«АЧИВКА» РЕДАКЦИИ

НОВАЯ ЖИЗНЬ
Вселившись в крысу, отправиться в канализацию воспитывать мутантов-черепах.
ОСОБЫЕ РЕЙТИНГИ
10/10
Слабонервным не смотреть
Крови и жестоких сцен здесь хватит, пожалуй, на несколько подобных слэшеров. Удивляться -то нечему — мы же все-таки за Дракулу играем! Так что кровь здесь не только обильно хлещет из врагов, но и получает практическое применение — с помощью кровопускания можно даже открывать двери и включать некоторые механизмы.